Российский закон о токенах принят и начнет действовать в октябре
Депутаты Госдумы внесли поправки в Гражданский кодекс во втором чтении, касающиеся блокчейн-пространства. Впрочем, сразу стоит оговориться — спорные моменты вокруг определения криптовалюты чиновники пока решили не затрагивать. Так чем же интересны законодательные изменения?
С поправками в ГК появляется статья под номером 141.1. Ее авторы — Павел Крашенинников, возглавляющий комитет по законодательству и государственному строительству, и Вячеслав Володин — спикер нижней палаты.
С этой статьей в российском законодательстве впервые появляется понятие «цифровое право». Под этим термином законодатели скрыли хорошо известные «токены». Сделки, заключенные дистанционно, в виртуальном пространстве, теперь имеют ту же силу, что и подписанные на бумаге. Это, как считают сами авторы правок, облегчит проведение операций с токенами и защитит их участников.
В эту же категорию попадают перечисления средств по СМС и электронные бюллетени для голосования.
Не забыли и о популярных смарт-контрактах. Как объясняет Павел Крашенинников, интеллектуальный контракт — это даже не отдельная сделка, а условие выполнения правового договора. И здесь ничего нового: к примеру, многие пользователи онлайн-банкинга давно оплачивают коммуналку и мобильные счета в автоматическом режиме. Теперь закон подтверждает — смарт-контракты могут выполняться в авторежиме в соответствующей системе. Еще один позитивный момент, связанный с умными контрактами — исключение пункта о невозможности их оспорить.
Роман Янковский, представляющий юридическую фирму «Зарцын, Янковский и партнеры», остался доволен нововведениями и изменениями. Особую похвалу от юриста получила расширенная статья 160, в которой прежде говорилось о сделках в письменной форме. Теперь же полноценные сделки можно совершать, обмениваясь сканами документов и тем, что Крашенинников с Володиным назвали «иными данными».
А вот дать определение криптовалюте, вокруг которого было сломано столько копий техническими и юрэкспертами, авторы закона отказались.
Павел Крашенинников считает введение в ГК определения криптовалюты поспешным, но не отрицает — технический прогресс сделает свое дело, и в будущем такое понятие появится в обиходе официальных лиц.
Михаил Успенский, партнер фирмы Taxology, считает решение отложить разговоры о крипто на потом верным, ведь пока не удалось найти компромисс, который устраивает всех. Самое главное: интеграция токенов в правовую среду продолжается, а их признаки продолжат детализировать в новых ФЗ. Это открывает ворота для легализации биткоина, эфириума и других популярных виртуальных валют.
А вот РАКИБ уже видит в новых законах серьезные недостатки. Так, по новым правилам, токены могут вращаться только в централизованных системах. Учитывая их децентрализованную природу, большинству проектов придется сворачивать деятельность на территории России, если ничего не изменится. Поэтому эксперты ведущей блокчейн-ассоциации вновь попытаются достучаться до парламентариев, направив им свои предложения.
В целом ко второй правке закон стал выглядеть убедительнее и эффективнее. Прошлые предложения Володина и Крашенниникова оказались менее успешными и их дважды возвращали на доработку — в апреле 2018 и начале 2019-го.
Так или иначе, новые правила вступят в силу 1 октября. Впереди у депутатов насыщенные будни, ведь перед ними поставлена задача Президентом — принять все необходимые для функционирования крипторынка законы к 1 июля.
Подписывайтесь на наш Telegram канал. Будьте в курсе новых статей.